Значения
компрессора
При обработке звуковой волны, для достижения большей плотности звучания,
почти всегда нужно пользоваться компрессором. Попробуем разобраться с
значениями некоторых параметров большинства цифровых компрессоров.
Порог срабатывания (Threshold) подразумевает под собой
уровень, на котором компрессор включается и начинает ослаблять сигнал,
лежащий выше этого значения. Если, к примеру, уровень порога срабатывания
компрессора установлен на 0 дБ, то все сигналы выше этого уровня будут
скомпрессированы, а те, что остались ниже, не изменятся. Исходя из этого,
чтобы управлять пиковыми значениями, нужно установить порог срабатывания
между максимальным и средним уровнями сигнала. Тогда, пиковые значения,
которые переходят границу установленного порогового уровня, будут ослаблены,
а сигналы среднего уровня громкости останутся прежними. К выбору порогового
значения компрессора нужно подходить весьма осторожно: если уровень порога
срабатывания слишком высок, сигнал не подвергнется никакой обработке.
Если же наоборот, пороговое значение слишком мало, то скомпрессируется
весь сигнал и, скорее всего, вы просто-напросто его заглушите.
Глубина компрессии (Ratio) отвечает за
разницу между входным и выходным уровнями сигнала. Проще говоря, с помощью
регулятора глубины компрессии можно установить, насколько будет скомпрессирован
сигнал, который перешёл границу порога срабатывания компрессора. Например,
если вы задаёте значение глубины компрессии равное 2:1, от первоначального
сигнала величиной 2 дБ, лежащего выше порогового значения, останется только
1 дБ. Допустим, сигнал, превышающий пороговое значение, имеет мощность
6 дБ. Тогда, при глубине компрессии равной 2:1, компрессор задавит этот
сигнал на 3 дБ, и в результате, на выход поступят остаточные 3 дБ. Ровно
столько же (3 дБ) вам покажет индикатор ослабления усиления (gain reduction
meter), если он имеется.
Чем меньше глубина компрессии, тем меньше компрессор воздействует на сигнал;
чем выше над сигналом лежит пороговое значение, тем меньшая часть сигнала
попадает под компрессию.
Время атаки (Attack Time) измеряется
в мили- или микро- секундах и отвечает за то, насколько быстро срабатывает
компрессор при преодолении сигналом порогового значения. Большое время
атаки позволяет компрессировать сигнал, не затрагивая быстрых, переходных
сигналов, в то время как малое время атаки позволяет «поймать» мгновенные
ноты и пропустить звуки средней длительности, однако ослабляет при этом
высокие частоты записи.
Время восстановления (Release Time) сигнала
измеряется в секундах или в сотых долях секунды и определяет, сколько
времени потребуется компрессору на то, чтобы вернуть сигнал в исходное,
необработанное состояние. Таким образом, после того как истечёт время
восстановления, компрессор перестанет воздействовать на сигнал. Чаще всего,
чем больше время восстановления, тем натуральнее звучит инструмент.
Допустим, если вам нужно заглушить щелчки, возникающие при ударе по струнам
и оставить основное звучание гитары нетронутым, достаточно установить
малые значения времени атаки и восстановления, чтобы компрессор «побыстрее»
справлялся со своей работой. Если же вы хотите, чтобы звук вашей гитары
длился «вечно», нечто похожего вам удастся достичь, установив умеренную
атаку и достаточно большое время восстановления. При двухсекундном восстановлении
компрессор достаточно медленно возвращает сигнал «на круги своя», к начальному
уровню усиления, что на порядок снижает затухание и делает громче хвосты
звука.
Причина, по которой использование регулятора входного уровня может оказаться
нежелательным кроется в том, что благодаря нему, вы добавляете в схему
ещё один усилительный каскад, что может пагубно сказаться на качестве
сигнала.
"Коленный" рефлекс
Помимо регуляторов и параметров, которые мы уже описали, в компрессорах
существуют несколько более точных настроек, которые оказывают значительное
влияние на характеристики компрессора и его звучание. Один из таких параметров,
излом характеристики (knee - колено) компрессии, напрямую связан пороговым
значением компрессора. Излом характеристики определяет, насколько быстро
и мягко компрессор будет переходить из состояния «бездействия» в режим
максимального ослабления после того, как сигнал перейдёт границу порогового
значения. Чаще всего, характеристика компрессии в приборе имеет либо «мягкий»
(soft knee), либо «крутой» (hard knee) излом, хотя некоторые компрессоры
–имеют переключатель soft knee/hard knee для разных режимов компрессии.
При характеристике с «крутым» изломом, сигнал подвергается максимальной
компрессии непосредственно после того, как он минует границу порога. Такой
режим пригоден для «лимитирования» пиков и для «очищения» голоса (de-essing),
поэтому при «крутом» изломе звучание может быть резким и обрывистым, особенно
при высоком уровне компрессии.
Компрессор с «мягким» изломом начинает компрессировать сигнал по мере
того, как его уровень приближается к пороговому значению, и постепенно
увеличивает глубину компрессии до тех пор, пока сигнал не достигнет порога
– в этой точке глубина компрессии будет соответствовать установленному
значению. «Мягкая» компрессия в силу своей «плавности», я бы даже сказал
«непринуждённости», делает звук более прозрачным (менее заметным), нежели
при «крутом» изломе, и является предпочтительной для большинства инструментов,
а также для вокалистов.
Кроме ручных регуляторов времени атаки и восстановления,
некоторые компрессоры включают в себя автоматический режим (auto
mode), который в состоянии решить за вас некоторые проблемы.
В авто режиме входной детектор компрессора анализирует поступающий на
вход сигнал, и, в соответствии с полученными данными, корректирует время
атаки и восстановления. Недостатком автоматического режима является то,
что при его использовании вы теряете контроль над звучанием. Ведь может
оказаться так, что для вас самый «цымис» жёсткой игры заключается именно
в этих пиках, которые так «бесщадно» душит компрессор в авто режиме. Поэтому
этот режим бывает не всегда к месту.
Начало страницы
Основные частоты,
которые надо знать.
Звуковой спектр делится на три части: низкие, средние и высокие частоты
(низкие от 10 Гц до 200 Гц, средние от 200 Гц до 5 кГц, а от 5 кГц - высокие).
Каждый инструмент занимает свою, определенную часть в этом спектре. Попытаемся
разобраться, что где "лежит". Это поможет как при записи композиций,
так и при репетициях "услышать" всех играющих.
- Нижние частоты бас-гитары и басового барабана лежат в области 40 Гц
и ниже.
- Нижняя частота электрогитары - 80 Гц.
- Верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов,
как гитара находятся в пределах от 80 Гц до 200 Гц
- Ритм и аккомпанимент, гитары и сопутствующие - от 200 Гц до 500 Гц.
- Соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал от 500 Гц до 2.500 Гц.
- Самые верхние ноты фортепиано, "железо", находятся в пределах
от 2.500 Гц до 5 кГц
- Шипение пленки (для любителей кассетной записи) от 5 кГц до 10 кГц)
- Электрическая сеть шумит на частоте 50 Гц. Для устранения этого надо
убрать частоты 50 и 100 Гц .
Еще немного о частотах и как это сказывается в аранжировке:
Не существует правильных и неправильных способов написания, аранжировки
и записи. Одна из грубых ошибок - два или более инструментов занимают
одну и ту же часть аудио спектра. Отдельные инструменты становятся плохо
узнаваемы, не выделяются звучанием из других. Качество состоит в том,
чтобы слушатель легко мог слышать любой инструмент.
Чтобы поместить инструменты в разные части аудиоспектра с минимальным
перекрытием по частотам (так, чтобы каждый инструмент был хорошо слышен),
применяют следующий способ: бас-гитара и бас-барабан занимают нижнюю часть
спектра, тарелки - самый верх. Вокал и клавиши - середину.
НачалНачало
страницыо страницы
Основные
направления неоклассической гармонии
В современной музыке неоклассического направления преимущественно распространен
гармонический минор, но есть диатопический строй с пониженной медиантой
и повышенной седьмой ступенью. Альтерация медианты придает ладу минорные
звучания, а повышенная седьмая ступень роднит лад с его мажорной доминантой.
Именно терция доминантовой функции, или альтернативная седьмая ступень
обостряет гармонические тяготения между функциями доминанты и тоники.
Дисонирующие аккорды, содержащие доминантовую седьмую ступень, всегда
имеют доминантовую функцию. Это Д53, Д6, Д7, ДVII7. Стоит отметить, что
уменьшенный SII7 является двойной функцией S и Д, так как является первым
обращением уменьшенного вVII7 и имеет два общих звука с S и два с Д. Таким
образом, ДVII7 и SII7 являются, по сути, обращениями одного септаккорда,
имеют двойственную функцию и дигармонически равны. поскольку уменьшенные
септаккорды состоят из М3, то имеют 3 обращения, а принципиально в хронометрической
системе возможно существование всего лишь трех видов уменьшенного септаккорда.
Поскольку ДVII7 и SII7 есть обращения септаккорда не тонической группы,
то разрешаются они в полный Т или его обращение. Перемещение ДVII7 возможно
как на М3, так и на Б2 в любом направлении. Функционально удобно при этом
считать разрешение перемещенного уменьшенного септаккорда новой тональностью
без модулирующего и посредствующего аккордов. Замечателен пример последовательности,
в которой за полным тоническим трезвучием следует уменьшенный септаккорд
первой ступени, а затем - субдоминанта, и тоника. Это развернутый вид
плагального оборота. Подобным образом, если за уменьшенным септаккордомпервой
ступени следует уменьшенный вводный септаккорд SII7 , который несет в
себе как функции субдоминанты, так и функцию доминанты, а затем - тоника,
то есть также представляет собой развернутый вид плагального оборота с
секвентным движением уменьшенного септаккорда на Б2 вверх. Часто применяются
двойственные функции TSVI и соответствующий ему полуплагальный оборот.
В данном случае правило функционального движения не меняется, т. е. имеет
место последовательность функций T-S-D. В виде T-TSVI-S-D; T-TSVI-D; T-TSVI-T-TSVI-S-D
и т.д. Модуляции и отклонения без модулирующего и посредствующих аккордов
с основательным закреплением новой тоники распространены также вверх и
вниз на Б2 и М3, несмотря на то, что эти тональности не являются тональностями
первой степени родства.
ачало
Начало
страницыстраницы
О
компрессии вокала
При записи вокала основной проблемой (кроме конечно же вокалиста) становится
правильная его обработка. Пункт первый частотная характеристика. При обработке
всяческими эквалайзерами главное - голос должен звучать наиболее приближенно
к естественному. Диапазон частот вокала смотри в статье "Основные
частоты, которые надо знать" . Пункт второй - компрессия. Голос это
тот же инструмент, и здесь нужна точная его настройка. Главное правило
не допустить перекомпрессии. Перекомпрессия, это значит динамический диапазон
сжат больше, чем надо, излишне сглажен. То есть вокал звучит ровно, все
время с примерно одинаковой громкостью, он становится скучным, невыразительным.
Перекомпрессией мы убираем интересные переходы, перепады громкости, вокал
звучит монотонно почти не выделяясь на фоне остальных инструментов. Недокомпрессию
можно исправить позже, с перекомпрессией дела обстоят хуже.
Но тем не менее компрессия - необходима. Зачем? Вокалисту бывает трудно
петь все время с одной громкостью, иногда непроизвольно он может то удаляться
то приближаться к микрофону. Чтобы сгладить дефекты вокала, выровнять
громкость - стоит применить компрессию.
Часто возникает проблема с шипящими, при произнесении их возникает свист.
Чтобы устранить этот дефект нужно произвести компрессию в режиме деэссера.
Т. е. при помощи эквалайзера надо подавить низкие частоты, поступающие
на вход компрессора, выделить высокие, на которые он и будет реагировать.
Таким образом можно выделить только ту часть спектра, в которой находятся
эти свистящие звуки. Обычно они находятся в пределах 4-10 кгц. Но это
не значит, что надо выставлять такой диапазон. Нужно сначала прослушать
имеющуюся запись, пропустив сигнал через эквалайзер и подбирая частоту
фильтра так, чтобы свистящие звуки наиболее сильно выделялись. Затем в
компрессоре в Band Limiting следует выставить найденную экспериментально
частоту, на которую и должен реагировать компрессор.
При компрессии вокала компрессия должна начинаться сразу, без задержек,
поэтому время атаки компрессора на выходе выбирается минимальным. Время
восстановления примерно 0.5 ms, а уровень компрессии выбирается чаще от
10 до 25 дб.
Если в паузах между словами слышны шумы, вдох/выдох вокалиста, то можно
применить экспандер/гейт.
Выставляете уровень срабатывания минимальным, таким, чтобы обрабатывался
только сигнал шумов. Это можно организовать используя имеющиеся в компрессоре
предустановки, а можно выставить праметры вручную в соответствии с имеющимся
у вас материалом.
Начало страницы
Начало
страницы
Плагины DirectX и их пресеты
Таб.1. Список некоторых наиболее популярных
плагинов DirеctX (включая их пресеты).
Плагин |
Пресет |
1.1. Waves
C1 Compressor/Gate |
C1 compressor
Full Reset
Classic Compressor
Speech Compressor
Upward Expander
Upward Compressor |
C1 Gate |
C1 Full Reset
Classic Gate
Downward Expander
Downward Compressor
Chop gate w/100 ms hold
|
IDR
|
Full
IDR reset |
L1-Ultramaximizer+
|
Full
L1 reset
16 bit moderate limiting
16 bit heavier limiting
16 bit pre-master (edit-ready)
16 bit lowest dither level
16 bit Final Master, highest resolution
IDR type 1/Ultra, no limiting
8 bit voice, lowest noise
8 bit higher quality
8 bit music, highest quality
Voice/Broadcast VO |
Q10-Paragraphic
EQ |
Q10 Full
Reset
Baxandall EQ <2>
Noise Filter <6>
Bass-Tilt (+1 dB) <5>
HF-Tilt (+1 dB) <3>
+3 dB Plateau (60-250 Hz) <10>
+1 dB Tilt <5>
Multimedia 22 kHz brickwall <5>
Multimedia 11 kHz brickwall <5>
Hum removal <10>
10X PseudoStereo <10>
Baxandall/Notch/Cuts <10>
SuperNotch (-15 dB) <2>
DAT-CD de/pre-emphasis <2>
J17 de/pre-emphasis <2>
Telephone <10>
AM radio <10>
Loudness <2> |
S1-MS Matrix
|
Full
S1 reset
S1 subtle improved imaging
Spatial enhancer
left at –3db
left at +3db
right at –3db
right at +3db
|
S1-No Shuffler
|
Full
S1 reset
S1 subtle improved imaging
Spatial enhancer
left at –3db
left at +3db
right at –3db
right at +3db |
S1-StereoImager+
|
Full
S1 reset
S1 subtle improved imaging
Spatial enhancer
left at –3db
left at +3db
right at –3db
right at +3db |
MaxxBass
v2.3 |
Full
MaxxBass reset
Ultralow Extender
Light
Medium
Aggressive
Multimedia
PC Laptop
Dies Bassum
BoomBaxx
Hi-fi System Enchancer
Lo-fi System Enchancer |
Audio
Track v2.3 |
Full
Audio Track reset
Classical Compressor/EQ
Voiceover
Classical
HardRock
44.1 Multimedia Compression
Multimedia Hi-pass filter
Voice with presence |
Deesser
|
Full
DeEsser reset
Full Mix
Male Ess
Male Shh
Female Ess
Female Shh |
1.2. Cakewalk
CFX
Reverb |
Ambient
Arena
Club
Concert
Cosmos
Symphonic
Unplugged |
1.3. Cakewalk
FX Stereo Reverb
|
Ambient
Arena
Club
Concert
Cosmos
Symphonic
Unplugged |
FX
Stereo Time/Pitch Stretch |
Source
Material:
Generic
Bass
Drums
Ensemble
Woodwind Instrument
Guitar - Acoustic
Guitar – Lead or Distorted
Guitar – Tight Rhythm
Piano
Saxophone
Brass Instrument
Vocal |
1.4. Sonic
Foundry Acoustics Modeler
DirectX Acoustic Modeler |
Reset
highest quality
Reset lower quality for real-time previewing
Impulse:
Barnsilo (Inside barn silo)
Chapel (St. John`s Lutheran Church)
Eastwash (6 lane bridge over the Yahara River)
Eastman Organ Recital Hall
First Unitarian Society
Fieldhou (Field House, behind the hoop)
Foelling (Foellinger Great Hall, Row 8, center)
Hallway (Sonic Foundry Suite 201)
Hwy71bri (Bridge under Hwy 71
High Point Evangelical Church
Lockerro (Metal locker room)
Parkingr (Parking garage, 10` away)
Platerev (Plate 2)
Statecap (State Capitol, wing to center)
Traintun (Railroad tunnel, near entrance, 50` away)
Bethel Church
Oscar Meter Foundry |
1.5. Sonic
Foundry XFX-2
Graphic Dynamics
|
2-1 compressing
starting at –18dB
3-1 compressing starting at –18dB
Compressor/Gate
Default all parameters
Limit levels to –6 dB (hard limiter)
Miximize volume (-12 dB limiter with gain compensation)
Mute levels below –35 dB (hard noise gate)
Soft knee compressor/gate (-24 dB threshold)
Soft limiter
Soft noise gate below –36 dB |
Graphic
EQ
|
Boost
bass around 80 Hz by 6 dB
Boost high frequencies above 7 kHz by 6 dB
Boost mid-range around 1 kHz by 6 dB
Boost upper three octaves
Default all parameters
Gentle high-frequency boost
Notch frequencies around 450 Hz
Roll-off frequencies below 120 Hz |
Multi-Band
Dynamics
|
Default
all parameters
Reduce loud plosives
Reduce loud sibilants (de-esser)
Reduce loud plosives and sibilants |
Noise
Gate
|
Default
all parameters
Long decay time
Noise gate 1
Noise gate 2
Slow attack
Strong beats only |
Paragraphic
EQ
|
15 dB notch
centered at 1000 Hz
60 Hz hum notch using four stacked filters
Add air (3 dB peak at 15 kHz
Add air (boost above 16k by 6 dB)
Anti-DTMF talk-off
Boost bass frequencies below 250 Hz by 4 dB
Boost frequencies above 7 kHz
Default all parameters
Fletcher-Munson curve (low volume compensation)
Hiss cut (cut above 8 kHz by 6 dB)
Remove low rumble below 80 Hz
Remove very low and inaudible frequencies below 20 Hz |
Parametric
EQ
|
200 Hz high-pass
Default all parameters
Hiss removal (cut frequencies above 6 kHz by 40 dB)
Phone line effect
Remove frequencies around 1500 Hz by 25 dB |
Direct
X Noise Reduction
|
Default
for fast computers
Default for slow computers |
1.6. Sonic
Foundry XFX-3
Amplitude Modulation |
Default
all parameters
Hard square
Sawtooth 1
Sawtooth 2
Sine
Sine out of phase
Soft square
Triangle
Wacky |
Click
Removal
|
Click
removal 1
Click removal 2 |
Distortion
|
2:1 Compression
starting at –18 dB
Boost positive signal
Default all parameters
Fuzz 1
Fuzz 2
Lil` Warmer
Slight chip fuzz
Soft noise gate
Transistor 1
Transistor 2
Tube 1
Wet slew |
Flange/Woh-woh
|
1 Hz flange
Default all parameters
Fast flange
Phaser 1
Phaser 2
Phase 3
Slow flange 1
Slow flange 2
Woh-woh 1
Woh-woh 2
Woh-woh 3
Woh-woh 4
Woh-woh 5
Warble 1
Warble 2 |
Gapper/Snipper
|
Chopper
1
Chopper 2
Default all parameters
Distort 1
Distort 2
Fast & distorted 1
Fast & distorted 1
Very fast clipper |
Smooth/Enhance
|
Boost
high frequencies
Default all parameters |
Vibrato
|
Default
all parameters
Pitch shift octave down
Pitch shift octave up
Triangle
Vibrato 1
Vibrato 2
Vibrato 3
Weird 1 |
Vinyl
Restoration |
General
restoration |
1.6. Opcode
Fusion
VINYL v1.0
|
Worn
Out 45
Heat Gun
Wax Cylinder
Telephone
Sandbox
Pristine
Let in Trunk
Hit Single
Granny`s Attic
Disco Vynil
Car Stereo
AM Radio
78 Favorites
40`s Radio Hour |
Vocode
v1.2 |
White
Noise
Whispers
Boomy Synth
Machine sound
Ozone
Strings
Square chord for drums
Superman
Triangle chord |
1.7. Qsound
Labs Inc.
Qtools-AX DirectX v1
|
Qsound
Labs Inc.
Qtools-AX DirectX v1 |
Q123
|
Preset:
Left Centering
Pseudo Stereo
Right Centering
|
QSys
|
QLeft
QLeft with Crossover
QRight
QRight with Crossover
Stereo Left
Stereo Right |
QXpander |
Music
Sound Effect
Stereo |
НачаНачало
страницыло страницы
Шум возникающий при
квантования на компьютере.
При работе с оцифрованным звуком происходят искажения, которые имеют
катастрофические последствия для звука. Поэтому при работе с оцифрованным
звуком следует знать некоторые тонкости и правила, которых и стоит придерживаться.
При записи звука с микрофона или звукоснимателя происходит квантование
поступаемого сигнала по уровню и дискретизация во времени. После оцифровки
непрерывного сигнала он выглядит примерно так: после замены непрерывного
сигнала оцифрованным возникают погрешности, график восстановленного сигнала
не очень похож на оригинальный, а выражается это в виде шума. Если в определенной
конкретной точке значение исходного сигнала имеет какое-то определенное
значение, то значение восстановленного в этой же точке сигнала не всегда
совпадает с исходным. Это видно и на схеме. Разность между соответствующими
значениями исходного и квантованного по уровню сигнала считают шумом квантования.
С ним можно бороться и основная задача борьбы сводится к тому, чтобы сделать
его (шум квантования) максимально незаметным.
Первое, по возможности делайте всю работу над композицией не выходя за
пределы вашего PC.
Если вы однажды оцифровали сигнал, то естественно дозу шума квантования
уже поимели. Поэтому не стоит переписывать звук на другие носители используя
аналоговый выход карты. Конечный результат вашего творчества стоит сразу
нарезать на CD и таким образом искажения, вызванные оцифровкой будут минимальны.
Если нужно доработать композицию на другой аппаратуре, дописать партии
с использованием цифрового магнитофона и т. д, то используйте выход-ЦАП
карты. Таким образом шум квантования будет минимален и на него можно будет
не обращать внимания.
Но часто предварительная работа над композицией для достижения максимального
качества звучания проводится при 24 битном или 32 битном представлении
звука. В этом случае о шуме квантования можно тоже забыть, он слишком
мал. При записи CD мы представляем звук в 16 битном разрешении, и при
понижении разрядности для нарезки CD сталкиваемся с реальной проблемой.
В этом случае возникает тот самый шум квантования, который хоть и достаточно
слаб, но делает звучание пластмассовым, железным, деревянным или как вам
еще угодно его назвать. Беда в этом случае в том, что шум квантования
хотя и слаб, но он кореллирован (смешан) с полезным сигналом и создает
тот самый негативный образ оцифрованного звука.
Для борьбы с этим негативным явлением существуют приемы дитеринг и нойзейшпинг.
Дитеринг - это подмешивание к полезному сигналу до понижения разрядности
очень слабого специфического шума. Этот шум так же, как и сам шум квантования,
очень слаб, но он забивает шум квантования и делает фонограмму более естественно
звучащей, более "теплой", если можно так выразиться.
Второй способ борьбы с шумом квантования - нойзшейпинг. Он заключается
в особом алгоритме округления звуковых отсчетов при понижении разрядности.
Таким образом достигается максимальное приближение к оригинальному звучанию.
После нойзшейпинга большая часть энергии шума квантования сосредоточена
в области высоких частот, к которым человеческое ухо почти невосприимчиво.
Применение дитеринга и нойзшейпинга одновременно дает максимально положительный
результат. В редакторе Cool Pro эти функции доступны при понижении разрядности
в Edit - Convert Sample Type - (включить опции) .
Начало
страницы